Горячие бизнес-тренды 2023: Метавселенная — еще рано, уже в самый раз или уже поздно?
Метавселенная (Metaverse) — сегодня горячий термин. Возникает ощущение, что тем, кто не хочет отставать от прогресса уже сейчас пора инвестировать в эту область. Хотелось бы разобраться в этом вопросе — еще рано, уже в самый раз или уже поздно?
Метавселенная — это термин, описывающий виртуальное пространство, созданное компьютерной графикой и предназначенное для взаимодействия с ним пользователей. Это может быть виртуальная реальность, социальная сеть или игровой мир, который позволяет людям взаимодействовать друг с другом и их окружением в виртуальном пространстве. Метавселенная может быть использована для различных целей, включая образование, коммерческую деятельность и развлечения.
ОСОБЕННОСТИ МЕТАВСЕЛЕННОЙ
Метавселенная предлагает ряд важных особенностей, которые невозможны в традиционном современном Интернете и которые открывают многообещающие перспективы для развития нового бизнеса. В том числе можно перечислить:
Иммерсивный опыт: Метавселенная предназначена для обеспечения захватывающего и интерактивного опыта. Это включает возможность перемещаться в виртуальных мирах, взаимодействовать с другими пользователями и окружающей средой и использовать технологии виртуальной или дополненной реальности.
Социальное взаимодействие: Метавселенная позволяет в режиме реального времени общаться в виртуальных мирах, что может быть более увлекательным и динамичным, чем традиционные формы общения в Интернете.
Виртуальная экономика: в Метавселенной пользователи могут покупать, продавать и обменивать виртуальные товары и услуги. Метавселенная может применяться для развития бизнеса в разных областях — от игр до образования, работы и социального взаимодействия.
Идентичность: Для эффективного функционирования Метавселенной в области бизнеса важным элементом будет идентификация пользователя, что даст пользователям возможность проводить коммерческие операции, выполнять работы, создавать аватары и иметь постоянное присутствие в различных виртуальных мирах и приложениях, что отличается от анонимности, возможной в современном Интернете.
ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ МЕТАВСЕЛЕННОЙ?
Таким образом Метавселенная выглядит как очень многообещающее предприятие. Но, несмотря на все перечисленные преимущества существуют препятствия, которые пока не позволяют широко использовать эту концепцию в бизнесе. И их довольно много. Перечислю основные:
Технические ограничения: разработка полностью иммерсивной и интерактивной Метавселенной требует достижений в таких областях, как технологии виртуальной и дополненной реальности, облачные вычисления и сети 5G, которые, возможно, еще не полностью разработаны.
Совместимость: чтобы Метавселенная полностью реализовала свой потенциал, различные виртуальные миры и приложения должны иметь возможность беспрепятственно взаимодействовать и обмениваться данными, что является сложной проблемой, которую еще предстоит полностью решить.
Масштабируемость. Метавселенной потребуются значительные вычислительные мощности и пропускная способность для одновременной поддержки миллионов или миллиардов пользователей, что может оказаться непростой задачей.
Конфиденциальность и безопасность: поскольку Метавселенная будет включать в себя конфиденциальные пользовательские данные, необходимо решить проблемы конфиденциальности и безопасности. Ключевой проблемой будет обеспечение защиты пользовательских данных и контроля пользователей над своей личной информацией.
Регулирование: Метавселенную необходимо будет регулировать, чтобы предотвратить незаконную деятельность, защитить права пользователей и обеспечить честную конкуренцию. Однако это сложный вопрос, поскольку Метавселенная будет глобальной и трансграничной, и может быть сложно установить единый набор правил, применимых ко всем.
Стоимость: разработка и поддержка Метавселенной потребуют значительных ресурсов и инвестиций, что может стать препятствием для многих компаний и частных лиц.
Удобство использования: Метавселенная должна быть доступна и проста в использовании для всех пользователей, включая людей с ограниченными возможностями. Для этого потребуются исследования и разработки, чтобы Метавселенная была инклюзивной и удобной для пользователя.
После такого перечисления создается впечатление, что данная концепция не только является далеким будущем, но и возникают сомнения в том, что оно вообще осуществимо, уже не говоря о целесообразности непосредственных инвестиций в эту область. Так почему же эта тема все же обсуждается?
Дело в том, что технологии, которые решают многие из перечисленных проблем развиваются в силу многих других потребностей, а не только ради реализации концепции Метавселенной. Достаточно посмотреть на все инновационные направления, чтобы в этом убедиться.
- Виртуальная и дополненная реальность: эти технологии позволят пользователям взаимодействовать с Метавселенной с полным погружением, позволяя им видеть, слышать и прикасаться к виртуальным объектам, как если бы они были реальными.
- Сети 5G: Метавселенной потребуются высокоскоростные сети для поддержки взаимодействия в реальном времени и больших объемов данных.
- Облачные вычисления: Метавселенная должна будет работать на базе крупномасштабной облачной инфраструктуры, которая будет поддерживать обработку и хранение огромных объемов данных и позволит масштабировать Метавселенную до миллионов или миллиардов пользователей.
- Искусственный интеллект: ИИ будет играть важную роль в Метавселенной, включая обработку естественного языка, компьютерное зрение и машинное обучение. Он будет использоваться для создания более реалистичных и отзывчивых виртуальных сред и улучшения взаимодействия с пользователем.
- Блокчейн: использование технологии блокчейн будет иметь решающее значение для Метавселенной, она будет использоваться для создания виртуальной экономики, идентификации пользователей и владения цифровыми активами, а также обеспечит безопасность и прозрачность.
- Совместимость: чтобы различные виртуальные миры и приложения могли беспрепятственно взаимодействовать, необходимо будет разработать новые стандарты и протоколы, обеспечивающие взаимодействие между различными платформами и технологиями.
- Взаимодействие человека и компьютера: необходимо разработать эту технологию, чтобы сделать Метавселенную более доступной и простой в использовании, включая обработку естественного языка, распознавание жестов и отслеживание взгляда, что улучшит взаимодействие с пользователем.
- Обработка пространственной информации: эта технология будет использоваться для того, чтобы Метавселенная могла лучше осознавать свое окружение, она также позволит Метавселенной интегрироваться с реальным миром и улучшить взаимодействие с пользователем.
Так что многие проблемы развития Метавселенной будут решаться по мере развития этих областей.
МЕТАВСЕЛЕННАЯ — ЭТО ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО WEB 3.0?
Часто рядом с концепцией Метавселенной упоминается концепция Интернет 3.0. Это — связанные понятия, но между ними есть некоторые ключевые различия: Метавселенная относится к крупномасштабному захватывающему виртуальному миру, доступ к которому будет осуществляться с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности, а веб 3.0 — это термин, используемый для описания следующего поколения Интернета, который будет более децентрализованным и ориентированным на данные, собственность и неприкосновенность частной жизни.
Метавселенная предназначена для создания определенных проектов, таких как игры, образование, работа и социальное взаимодействие, в то время как веб 3.0 ориентирован на разработку децентрализованных приложений и сервисов, работающих поверх сети блокчейн.
Метавселенная потребует беспрепятственного взаимодействия различных виртуальных миров и приложений, в то время как веб 3.0 направлен на обеспечение взаимодействия между различными децентрализованными платформами и технологиями.
Для Метавселенной потребуются достижения в таких областях, как виртуальная и дополненная реальность, сети 5G и облачные вычисления, а для Web 3.0 потребуется разработка технологий блокчейна и распределенного реестра, одноранговых сетей и платформ смарт-контрактов.
Ожидается, что Метавселенная окажет значительное влияние на то, как мы взаимодействуем друг с другом и с окружающим миром, а, что веб 3.0 позволит разработать новые бизнес-модели и обеспечит децентрализацию данных и власти.
Таким образом, Метавселенная — это захватывающий и интерактивный виртуальный мир, а веб 3.0 — это, скорее инфраструктура следующего поколения Интернета, ориентированное на децентрализацию и владение данными. Обе концепции имеют некоторое сходство, но они также имеют различные характеристики и цели.
ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ
Кто же сегодня является основными драйверами развития Метавселенной. Думаю, что стоит перечислить несколько ключевых компаний, которые работают в областях, имеющих решающее значение для разработки и внедрения Метавселенной.
Виртуальная и дополненная реальность. Oculus (Facebook), HTC Vive и Magic Leap, работают над разработкой технологий виртуальной и дополненной реальности, которые будут использоваться для доступа к Метавселенной.
Облачные вычисления: Amazon Web Services, Microsoft Azure и Google Cloud, работают над созданием крупномасштабной облачной инфраструктуры, которая потребуется для поддержки Метавселенной.
Сети 5G. Ericsson, Nokia, Huawei и Samsung, работают над созданием сетей 5G, которые обеспечат высокоскоростные соединения с малой задержкой, необходимые для поддержки Метавселенной.
Искусственный интеллект. Google, Amazon, Microsoft и IBM, работают над созданием искусственного интеллекта, который будет использоваться для создания более реалистичных и отзывчивых виртуальных сред и улучшения взаимодействия с пользователем.
Блокчейн: Ethereum, EOS, NEAR и Solana, работают над созданием платформ блокчейн, которые будут использоваться для создания виртуальной экономики, идентификации пользователей и владения цифровыми активами в Метавселенной.
Совместимость: OpenAI, Paracosm и Spatial, работают над разработкой стандартов и протоколов, которые позволят беспрепятственно взаимодействовать различным виртуальным мирам и приложениям.
Игры: Unity, Epic Games и Crytek, работают над разработкой игровых движков и инструментов, которые будут использоваться для создания Метавселенной.
Обработка пространственной информации: Niantic и 6D.ai, работают над разработкой технологии пространственных вычислений, которая позволит Метавселенной лучше осознавать свое окружение и интегрироваться с реальным миром.
А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ? — ПРОГНОЗЫ
Трудно оценить сроки, когда Метавселенная достигнет своей зрелости, получит повсеместное распространение и перестанет быть экзотикой. Практическое применение этой концепции будет зависеть от разработки и внедрения перечисленных технологий и скорости их развития. Тем не менее вот можно привести несколько общих прогнозов
Краткосрочный (ближайшие 2–3 года): в краткосрочной перспективе ожидается, что Метавселенная будет в основном использоваться для игр и развлечений с ограниченным числом пользователей. Основным драйвером для этого станут достижения в области технологий виртуальной и дополненной реальности.
Среднесрочный (ближайшие 5-10 лет): в среднесрочной перспективе ожидается, что Метавселенная начнет использоваться для более широкого спектра приложений, таких как образование, работа и социальное взаимодействие. Это будет обусловлено достижениями в сетях 5G, облачных вычислениях и искусственном интеллекте.
В долгосрочной перспективе (более 10 лет): ожидается, что Метавселенная достигнет своей зрелости и широкого распространения. Она будет доступна каждому и будет использоваться для самых разных приложений и целей. Это будет обусловлено дальнейшим развитием технологий и разработкой стандартов и протоколов, обеспечивающих беспрепятственное взаимодействие между различными виртуальными мирами и приложениями.
Важно отметить, что это общие прогнозы, и фактический график того, как Метавселенная станет зрелой и широко распространенной, может варьироваться. Кроме того, предстоит еще провести значительный объем исследований и разработок, чтобы Метавселенная стала реальностью, и еще предстоит преодолеть множество препятствий.
Возвращаясь к начальному вопросу — еще рано, уже в самый раз или уже поздно? — имеет смысл посмотреть на Метавселенную с точки концепции Gartner Technology Hype.
Gartner Technology Hype Cycle — это графическое представление зрелости и внедрения технологий, которое помогает организациям понять статус и бизнес-потенциал конкретной технологии. Цикл Gartner Technology Hype делится на пять фаз: триггер инноваций, пик завышенных ожиданий, дно разочарования, спад просветления и плато продуктивности.
По данным Gartner, Метавселенная в настоящее время находится в фазе «Инновационного триггера», переходящего в фазу «Раздутых ожиданий». Этот этап характеризуется высоким уровнем ажиотажа и внимания средств массовой информации, а также отсутствием практического применения и четкого понимания потенциала технологии. Многие компании и стартапы инвестируют в проекты, связанные с Метавселенной, но большинство из них все еще находятся на ранних стадиях разработки, и трудно предсказать их потенциальное влияние и принятие. Примечание: более подробно с технологическими циклами можно познакомиться тут
Следующий этап, дно разочарования, характеризуется снижением ажиотажа и внимания средств массовой информации, а также осознанием того, что технология не является настолько революционной или преобразующей, как ожидалось изначально. После этого спад просвещения характеризуется лучшим пониманием возможностей и ограничений технологии, а также появлением практических приложений. Наконец, плато продуктивности характеризуется стабильным и широким распространением технологии.
Стоит отметить, что Hype Cycle — это не предсказание будущего, а скорее представление текущих рыночных тенденций и представлений. Поэтому вполне возможно, что Метавселенная не пойдет по этому пути и будет развиваться иначе.
Но в любом случае, на поставленный вопрос, пожалуй, стоит ответить — еще рано. Но инвестировать стоит…. в технологии и области, которые необходимы для дальнейшего развития концепции Метавселенной.